В Чувашии начали разработку Комплексной программы социально-экономического развития до 2030 года
Программа должна быть принята в сентябре текущего года, к времени формирования финальной редакции республиканского бюджета на следующий год и плановый период. В последующем будет принята новая Стратегия социально-экономического развития республики до 2035 года.
Процесс разработки программного документа начался с серии стратегических сессий. Первую из них провел Глава Чувашии Олег Николаев. В ее работе участвовали депутаты Госдумы России Анатолий Аксаков и Алла Салаева, Госсовета Чувашии, члены Кабинета Министров республики, главы муниципалитетов, руководители организаций.
Необходимость в документе, как отметил в Послании Госсовету Чувашии на 2024 год Олег Николаев, связана и с тем, что планы, намеченные на 2025 год в рамках Комплексной программы по так называемым верхнеуровневым показателям, достигнуты уже по итогам 2023 года: «Жизнь вносит коррективы в принятые планы, важно их своевременно фиксировать и учитывать Мы многое исполнили, что-то еще не сделали — это перенесем на будущее, а что-то, возможно, вообще уже стало не нужно, можно исключать».
Так, валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения при плане 411,8 тыс. рублей составил в 2023 году 469,1 тыс. рублей, объем промышленного производства к 2019 году возрос до 164,4% (план — 137%), сельхозпроизводства — 112,2% против 100%, уровень безработицы по методологии МРОТ — до 2,3% против 4,2%, рост налоговых и неналоговых доходов — 179,8% против 121,2%.
Глава Чувашской Республики Олег Николаев:
Комплексная программа — документ, который позволяет составить полную картину действий на основе того, что нам удалось сделать, текущих процессов и планов. Так как все это в конечном итоге влияет на качество жизни человека, в работу над новой комплексной программой должны быть вовлечены сами люди, не только представители власти. Главная цель — формирование массива объективных данных о состоянии республики, максимально полных планов развития отраслей, каждой территории в целом и их синхронизация между собой.
Олег Николаев призвал ответственно отнестись к разработке программного документа: «Не просто собрались и поговорили. За каждое слово в дальнейшем нужно будет ответить проделанной работой и зафиксировать ее конкретными результатами».
Как сообщил вице-премьер Правительства республики Дмитрий Краснов, в Комплексной программе получат отражение Концепция устойчивого развития республики, Индивидуальная программа развития Чувашии до 2030 года, долгосрочные планы развития опорных населенных пунктов до 2030 года, Стратегия пространственного развития (мастер-план) Чебоксарской агломерации. Будут учтены новые национальные проекты и ключевые треки федеральной повестки — технологическое лидерство, человеческий потенциал, обеспеченность квалифицированными кадрами, рост продолжительности и активности жизни, производительности труда, комфортность и качество жизни, комплексное развитие территорий, «зеленые» технологии и экономика замкнутого цикла,
В результате реализации Комплексной программы до 2030 года должны сохраниться заложенные темпы развития экономики и социальной сферы, нейтрализация негативного воздействия кризисов. Начиная с 2025 года, прирост ВРП в среднем за 5 лет может составить 3,3%, социальная сфера должна стать на уровне, оцениваемом населением как комфортная для проживания.
Программа станет логическим продолжением аналогичного документа до 2025 года включительно. Ее портфель включает свыше 1,1 тыс. проектов инфраструктурного развития и социальной сферы, 325 инвестиционных проектов, из которых 100 в производственной сфере, 170 — в АПК. Часть — со сроком реализации до 2035 года. В результате, обеспечен перелом сложившихся негативных тенденций развития экономики и социальной сферы.
Олег Николаев напомнил, что сегодня республика имеет гораздо больше источников для развития, чем в 2020 году: «Национальные проекты, государственные программы, индивидуальная программа социально-экономического развития Чувашской Республики остались, но кроме этого у нас с вами появились колоссальные возможности. Это уже действующие инфраструктурные бюджетные кредиты в размере около 6 млрд рублей — Правительство России приняло решение, что деньги можно не возвращать, если у нас будут проекты развития инфраструктуры. Также будет списание двух третей бюджетных кредитов также под инфраструктуру социальной сферы и другие задачи развития республики. Это ещё примерно 8,6 млрд рублей — колоссальные деньги, мы о них даже не мечтали. Президентом принято решение, что ежегодно на регионы будет выделяться лимит инфраструктурных бюджетных кредитов дополнительно — это еще 5 млрд рублей для Чувашской Республики. Источников для развития много, но и много условий, которые мы должны выполнить для того, чтобы использовать их и претворить важнейшие проекты изменений. Наша задача — привлечь как можно больше средств, чтобы наши города и села становились более комфортными, привлекательными».
С докладами о планах развития отраслей до 2030 года выступили руководители Минэкономразвития, Минсельхоза, Минпромэнерго, Минтранса, Минздрава, Минобразования, Минспорта и Минкультуры.
В частности, в АПК планируется увеличить урожайность, расширить площади мелиорированных земель с 4,5% до 10%, увеличить средний надой молока до 8 000 кг и создать дополнительные рабочие места. По линии предпринимательства и туризма. Объем привлеченных внебюджетных инвестиций должен будет составить более 7,5 млрд рублей; выручки получателей мер поддержки — более 23,4 млрд рублей; доходы коллективных средств размещения могут увеличиться на 80%.
Депутат Госдумы России Алла Салаева:
В новую программу развития муниципалитетов обязательно войдет туризм. Чувашия — аграрная республика, и наши округа откроют для себя это направление. Наступает эра конкуренции за внутренний туризм. По М-12 уже в этом году будет путешествовать много россиян, и сейчас важно сформулировать точки развития. Нужно, чтобы инфраструктура и сервис были готовы задержать на территории Чувашии гостей.
В сфере здравоохранения предполагается дальнейшее развитие медицинской инфраструктуры. Это строительство стационаров в Цивильске и Урмарах, нового больничного комплекса Республиканской клинической больницы; лечебно-диагностического корпуса с реконструкцией существующих корпусов Республиканской детской клинической больницы, пристроя к городскому перинатальному центру, модернизация корпусов детского санатория «Лесная сказка»; обновление и строительство зданий службы скорой медицинской помощи. Констатируется потребность и в новых объектах — уже сегодня в условиях плотной застройки в новых микрорайонах города Чебоксары требуются новые поликлиники и крупные офисы врачей общей практики. Будет также реализован план комплексной реабилитации и социальной адаптации граждан, принимавших участие в СВО. В планах — модернизация патологоанатомической службы, обновление отделений судебно-медицинской экспертизы с. Батырево, с. Аликово, Алатыре и Канаше.
Одним из ключевых направлений развития образования должна стать ликвидация второй смены в городских агломерациях. Для этого используются всевозможные механизмы государственного и государственно-частного партнерства. В настоящее время получена поддержка на строительство двух школ в микрорайонах г. Чебоксары, где количество детей превышает проектную мощность школ в два раза. Это мкр. «Новый город» на 1400 мест и мкр. «Акварель» на 825 мест. В рамках проекта «Учебно-производственные классы — 21» продолжится получение школьниками первой профессии во взаимодействии школ, техникумов, колледжей, вузов и предприятий. Кроме того, планируется запустить проект по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи, их адресному сопровождению, будет сформирована единая региональная информационная база одаренных детей.
В сфере физической культуры и спорта с 2020 года ставилась задача создать большие полноценные спортивные объекты, предназначенные в первую очередь для подготовки спортивного резерва страны. С 2025 года предлагается установить ориентир на развитие так называемых точек роста второго уровня — начать реализацию на сельских территориях программы по возведению малобюджетных быстровозводимых модульных спортивных залов, крытых футбольных манежей и ледовых площадок. Трендом всех современных концепций пространственного развития городских агломераций является создание городских спортивных парков в рамках формирования комфортной городской среды. Это наравне с созданием масштабных спортивных объектов решает вопрос обеспеченности спортивной инфраструктуры любителей активного отдыха. По аналогии с разработкой стандартов спортивной инфраструктуры для школ предлагается разработать стандарты наполняемости зон отдыха и общественных пространств в части спортивной составляющей в зависимости от численности населения муниципалитета и демографического прогноза.
В сфере культуры предстоит создание современных креативных площадок для мероприятий и культурных инициатив, привлекательных для внешней аудитории, реализация проектов в области цифровой трансформации — «Сервис ГОСБилет», «Единый читательский билет», «Цифровой культурный профиль», «Культурный регион», «Интерактивные культурные помощники». К 2030 году планируется увеличение доли зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 88,8% в 2023 году до 90%; объектов культурного наследия в удовлетворительном состоянии до 96%, повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, творческих инициатив и проектов.
Председатель комитета Госдумы России по финансовому рынку Анатолий Аксаков:
Министры рассказывают о своих планах на будущий период, и их необходимо состыковать с региональными и муниципальными подходами к реализации проектов. Здорово, что Глава именно такой подход применяет, поскольку ставит самые высокие задачи перед властью и бизнесом для обеспечения самого высокого стандарта в жизни. Более того, таких амбициозных задач можно достичь только если мы объединим усилия власти, бизнеса и общественности.
В ближайшую субботу будет представлено видение развития курируемых отраслей со стороны Минстроя, Минцифры, Минтруда, Минприроды, Минфина и Госветслужбы, а также трех муниципалитетов — Красноармейского, Чебоксарского и Ядринского округов.